Sidebar

"Қашқадарё" ва "Новости Кашкадарьи" газеталарининг расмий веб-сайти
Ўқимоқчи бўлган газетангиз номи устига босинг!
(Нажмите на логотип газеты, которую планируете прочитать)

20 август, вторник.

ОТДЕЛЫ ЮСТИЦИИ В ГОРОДАХ И РАЙОНАХ: ЧЕМ ВЫЗВАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ СОЗДАНИЯ? КАКИЕ ЗАДАЧИ НА НИХ ВОЗЛОЖЕНЫ?

Политика
Tipografiya

ОТДЕЛЫ ЮСТИЦИИ В ГОРОДАХ И РАЙОНАХ:

ЧЕМ ВЫЗВАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ СОЗДАНИЯ? КАКИЕ ЗАДАЧИ НА НИХ ВОЗЛОЖЕНЫ?

Как известно, в соответствии с указом Президента страны «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики», в районах и городах Узбекистана образованы отделы юстиции с введением в данной сфере вертикали управления по трехступенчатому принципу «республика - область - район (город)». Чем вызвана необходимость создания этих отделов и в чем заключаются их основные задачи? Об этом рассказывает начальник отдела юстиции города Карши Мансур АБРАЕВ:

-Ответы на приведенные выше вопросы содержатся в тексте указа главы государства от 13 апреля нынешнего года, в котором, в частности, перечисляется ряд системных проблем и недостатков, имевшихся в деятельности органов и учреждений юстиции и сдерживавших достижение высокого уровня эффективности проводимых правовых реформ. Одним из них являлось отсутствие районных (городских) подразделений органов юстиции, которое препятствовало глубокому изучению правовых проблем непосредственно на местах, уровня обеспечения прав и свобод граждан в увязке с их реальными нуждами, реализации адресного правового просвещения в зависимости от конкретных правовых вызовов в обществе.

С учетом этих и других системных проблем и недостатков Президентом страны в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах намечен комплекс важных мер, нацеленных на коренное совершенствование деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики. Одной из таких мер стало образование в районах (городах) страны отделов юстиции, в число основных задач которых входит консультирование хокимов и районных (городских) подразделений государственных органов и организаций по вопросам применения законов и других нормативно-правовых актов.

Кроме того, к задачам отделов относятся методическое руководство и координация деятельности районных (городских) подразделений государственных органов и организаций в сфере организации исполнения законов и других нормативно-правовых актов, а также доведение сути и значения принимаемых законов и других нормативно-правовых актов до исполнителей в районных подразделениях, осуществление мероприятий по правовой пропаганде и искоренению правовой безграмотности населения по принципу «республика - область - район - махалля», в том числе во взаимодействии с правоохранительными и судебными органами.

Наряду с этим, одна из основных задач отделов юстиции заключается в проведении правовой экспертизы решений хокимов и Кенгашей народных депутатов районов (городов) на предмет определения их соответствия законодательству, целям и задачам проводимых в стране реформ.

Указом также определено, что отделы юстиции будут заниматься изучением и анализом правоприменительной практики, выработкой предложений по обеспечению ее последовательности и единообразия, осуществлением мер по защите прав человека, рассмотрением в пределах своей компетенции обращений физических и юридических лиц. Также в сферу ответственности вновь созданных отделов входят мониторинг состояния правовой работы в районных (городских) подразделениях государственных органов и организаций, а также координация, контроль и методическое обеспечение деятельности их юридических служб.

Говоря о сущности и значении указа Президента страны от 13 апреля нынешнего года, следует отметить, что в этом документе сформулировано десять приоритетных направлений деятельности органов и учреждений юстиции. Первое из них заключается в превращении органов юстиции в профессиональную службу, обеспечивающую реализацию единой государственной правовой политики, направленной на воплощение в жизнь концептуальной идеи — «Принятие справедливых законов, утверждение в обществе духа уважения к закону — залог построения демократического правового государства». Второй приоритет предполагает внедрение качественно новых механизмов в деятельность органов юстиции, основанных преимущественно на критическом анализе и решении правовых проблем, прежде всего путем эффективной организации работы непосредственно на местах. Третье направление представляет собой методическое руководство и координацию деятельности районных (городских) подразделений государственных органов и организаций в сфере организации исполнения законов и других нормативно-правовых актов, реализацию на основе критического анализа мер по обеспечению последовательной и единообразной правоприменительной практики. К четвертому приоритетному направлению относится внедрение современных и действенных методов правовой пропаганды и повышения правосознания граждан, доведение до них сути и значения принимаемых законов и других нормативно-правовых актов, осуществление мероприятий по искоренению правовой безграмотности населения. Пятое направление включает в себя такие процессы, как повышение роли органов юстиции в проведении комплексного и критического анализа эффективности системы государственного управления, качества административных процедур и государственных услуг, выработка предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в этих сферах. Шестой приоритет предусматривает внедрение порядка отчетности  должностных лиц органов юстиции путем систематического представления общественности сведений о своей деятельности, недопущение фактов их поверхностного отношения к волнующим население проблемам, а также определение четких критериев оценки их работы. Седьмое направление охватывает такие сферы деятельности, как организация качественно новой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации юридических кадров, особенно по   востребованным узким и профильным специальностям, внедрение инновационных форм и методов обучения специалистов в сфере юриспруденции, направление на системной основе юридических кадров в ведущие зарубежные образовательные учреждения. Восьмым приоритетным направлением является создание эффективной системы правовой защиты интересов Республики Узбекистан в международных и иностранных организациях, механизмов широкого информирования международного сообщества и иностранных инвесторов о проводимых правовых реформах в стране. Девятое нацелено на дальнейшее улучшение материально-технического обеспечения деятельности органов и учреждений юстиции, внедрение новых механизмов социального и материального стимулирования работников, в том числе путем обеспечения их служебным жильем. И, наконец, десятый приоритет предполагает широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, направленное на повышение эффективности деятельности всех подразделений органов и учреждений юстиции.

В целом, исполнение вышеназванного указа главы государства и принятого в соответствии с ним постановления Президента страны «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан», а также соответствующего приказа Министра юстиции от 14 апреля нынешнего года будет способствовать качественной организации правотворческой деятельности, формированию последовательной и единообразной правоприменительной практики, обеспечению эффективной защиты прав и свобод человека, а также внедрению целостной системы повышения правовой культуры населения.

Записал Темур НИЗАМОВ