Культура 12.07.2019 81

ОТ СТАРИННЫХ КОВРОВ ДО ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ ВРЕМЕН АМИРА ТЕМУРА

 В городе Карши прошла показательная выставка народных умельцев. И чего здесь только не было: столетние ковры, ювелирные украшения XIX века, старинные полотна и многое другое.

Как мы уже писали ранее, в городе Карши и Касбинском районе проходит серия мероприятий, посвященных сохранению и развитию традиционных ремесел нашей области. Одна из них показательная выставка народных умельцев. Их инициатором выступает Представительство ЮНЕСКО в Узбекистане совместно с ассоциацией «Хунарманд», Министерства культуры страны, областным хокимиятом.

В день проведения выставки, организованной в стенах мечети XVI века «Одина», собрались как молодые, так и повидавшие на своем веку ремесленники. Каждый из них постарался как можно красочнее представить свою работу. Например, о передающейся из поколения в поколение традиции ковроткачества рассказала 67-летняя Рузима Хакимова. В ее родном селе Джейнау Миришкорского района, где до сих пор живет немало этнических арабов, ткут изумительно красивые ковры «джихиз» с неповторимыми узорами.

- Сотканные бабушками ковры используем и по сей день, не придавая этому особого значения, — говорит мастерица. — Для нас ковер никогда не был предметом роскоши, поскольку мы создаем их сами. За свой первый ковер я взялась в 13 лет. Тогда под руководством старейшин села училась технике, детально знакомилась с каждым узором. Один из любимых – так называемый «кал дарахт». На белом фоне вышиваются черно-белые узоры. Здесь могут быть и животные, геометрические фигуры, растения.

Основная особенность кашкадарьинских умельцев – паласная техника или безворсовое ковроделие. Экспертами, в том числе академиком, заведующим отделом изобразительно-прикладного искусства Института искусствознания Академии наук Узбекистана Акбаром Хакимовым отмечено два типа безворсовых ковров – ковры араби (араби гилям) и ковры, созданные в традициях узбекского кочевого ковроделия – гаджари, кокма, терма, такыр гилям, ок энли и другие. Что же касается ворсовых ковров – джульхирсов – они являются специфической формой узбекского ковроделия. В регионе такие ткали и ткут в основном этнические туркмены, проживающие в Миришкорском, Мубарекском и других районах.  

Во время выставки ярко заявил о себе и потомственный ювелир из Шахрисабзского района Нодир Маннонов, представивший копию ювелирных изделий XV века.

— Этим ремеслом в свое время занимался дедушка, — говорит 31-летний ремесленник. — Рад, что сегодня я продолжаю его дело. При жизни он многому меня научил. Затем долго изучал историю Узбекистана, часами пропадал в архивах, музеях. Сегодня задумал реализовать масштабный проект по воссозданию ювелирных украшений вместе с национальной одеждой кашкадарьинского региона, начиная с X по XX век. Показать эту работу планирую в рамках Международного фестиваля народно-прикладного искусства, что пройдет этой осенью в Коканде Ферганской области. Ну, а пока продолжаю собирать сведения и изготавливать изделия, некоторые из них представил на сегодняшней выставке.

Перед делегацией гостей, выступили и другие народные умельцы, работы которых наглядно показали, как жили кашкадарьинцы в прошлые века.

Малика АБАЙДУЛИНА

Фото Жамшида НОРКОБИЛОВА